Спорим, есть вещь, которая раздражает всю твою семью? И тебя, и твоих знакомых. И знакомых твоих знакомых. Если подумаешь всего полминуты – сразу поймешь, о чем идет речь. Привет, я Финграм, и сегодня расскажу тебе об этом глобальном «раздражителе». Правильно, это реклама, преследующая нас повсюду. Раздражать-то она своей назойливостью раздражает, но без нее трудно представить развитие мировой экономики. А, может, и не было бы никакого развития? Так что реклама – вещь очень важная.
Король против, а кардинал - за
Первое известное в истории печатное рекламное объявление было наклеено на стене одной из лондонских церквей в 1472 году. Набрано оно было на станке и предлагало… молитвослов (сборник молитв). Потом и понеслось – печатными объявлениями заклеили всю Англию, Германию и Францию. Кстати, французского короля это порядком достало, и он издал указ, запрещающий распространять «позорящие» плакаты и афиши. А кто указ проигнорирует – того ожидала виселица. Правда, через 150 лет взгляды в Европе поменялись, и в той же Франции с разрешения кардинала Ришелье объявления стали печатать в газете. Стоит ли говорить, что с того момента рекламу было не остановить. Тем более, что вешать за нее уже никто не собирался.
Во весь голос
Знаешь ли ты, что слово реклама происходит из латинского языка, и перевести его можно примерно как «громко кричать». Ну правильно, для этого она и нужна – во весь голос возвещать потенциальным потребителям о товарах и услугах, привлекать внимание. А вот вообще самая ранняя реклама возникла еще (не поверишь!) в Древнем мире. Да, например, на египетском папирусе сообщалось о продаже раба. Рекламу размещали тогда на деревянных дощечках, восковых пластинах и даже на камнях. Как в столице древнего Египта городе Мемфисе аж в 3 веке до н. э. Надпись та приглашала посетить гадателя снов по имени Рино с острова Крит. В Древнем Риме пошли дальше – там сооружали целые стены из камня (альбумусы), на которых писали объявления кусочками угля.
Зазывалы и лубочные картинки
В Россию печатная реклама в газетах и журналах пришла сравнительно поздно – в 18 веке, но быстро развивалась, перенимая опыт поднаторевших в этом деле стран. Однако это вовсе не значит, что до того времени ничего подобного на Руси не было. Наоборот! Еще в Средние века коробейники, чтобы завлечь покупателей, устраивали целые представления. В 10 и 11 веках таких творческих зазывал нанимали купцы, чтобы успешнее продавать свои товары на ярмарках. А как иначе, ведь торговля сопровождалась песнями, музыкой и стихами! А уже в 17 веке возникла ранняя печатная реклама – слышал, наверное, про лубочные картинки? Они печатались на специальных деревянных дощечках, называвшихся лубами, и затем вручную раскрашивались. Причем на них рекламировались не только отечественные товары и услуги, но и заграничные.
Интеллектуальная игра
К рекламе можно относится по-разному. Некоторые ее образцы откровенно примитивны и глупы. Но есть настоящие произведения искусства – то, что называется креативом. Не спеши переключать телевизор на другой канал или убирать громкость при появлении рекламных роликов. Попробуй найти в них креатив и понять, как стремились создатели этих объявлений привлечь потребителей, какие слова, образы или инструменты использовали. Это может стать увлекательной интеллектуальной игрой.